Поиск
ГлавнаяНовостиРепортажиПредставитель Филиала ОмГПУ в г. Таре принял участие в Международном педагогическом форуме в Сочи

Представитель Филиала ОмГПУ в г. Таре принял участие в Международном педагогическом форуме в Сочи

09.12.2019

2-3 декабря в Сочи состоялся VI Международный педагогический форум «Русский язык и культура: взаимосвязи и взаимодействие».

К участию в форуме были приглашены руководители образовательных учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, представители федеральных и региональных объединений русистов, преподаватели русского языка и литературы средних и высших учебных заведений, работающие как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Форум объединил более 400 участников из 52 стран мира. Одним из участников форума стала Киселева Наталья Александровна, доцент кафедры русского и иностранных языков Филиала Ом ГПУ в г. Таре.

Учредителями и организаторами форума выступили Российская академия образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, фонд «Русский мир», Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

Цель форума – выработка консолидированных решений педагогического сообщества школ и вузов, а также представителей органов управления образованием, профессиональных и общественных объединений по ключевым вопросам преподавания, исследования и популяризации русского языка, литературы и культуры в России и за рубежом.

Министр просвещения РФ Ольга Юрьевна Васильева направила в адрес форума приветствие, в котором, в частности, отмечено: «Совершенствование подходов к изучению русского языка и литературы является актуальной задачей вне времени, расширяющей возможности патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Языковая культура определяет отношение к истории, а также способствует приобщению молодёжи к традициям и ценностям нашего Отечества».

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ Екатерина Геннадьевна Бабелюк во время церемонии открытия форума напомнила, что в 2018 году были приняты Федеральные государственные образовательные стандарты, на основе которых разработано около сотни проектов примерных образовательных программ. Она предложила посмотреть на эти программы с экспертной точки зрения, насколько языковые компетенции по русскому языку присутствуют в этих программах. «Не только преподаватель русского языка, а любой педагог должен быть грамотным, уметь найти и исправить речевую ошибку ученика, – подчеркнула Екатерина Бабелюк. – Мы считаем, что недостаточно внимания уделяется языковой компетенции, особенно по русскому языку. В связи с этим подготовка преподавателей русского языка выходит на первый план. Мы надеемся, что в каждом вузе осознают значимость русского языка и поддерживаются кафедры русского языка».

На пленарном заседании участники форума прослушали доклады Максима Анисимовича Кронгауза, доктора филологических наук, профессора НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) («Язык как "зеркало” культуры и как инструмент ее изменения»), и Александра Чедовича Пиперски, кандидата филологических наук, научного сотрудника НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) («Лингвистика для школьников: учить или не учить?»).

Киселева Н.А. приняла участие в работе секции «Новый энциклопедизм: словари в системе филологического образования». Также в дни форума состоялись тематические заседания по направлениям: «Основные тексты культуры», «Русский язык, литература и культура», «Русский язык в поликультурной среде», «Русский язык в медиапространстве современной России». Дискуссионные круглые столы, которые проходили в рамках форума, были посвящены таким проблемам, как «Литература и преподавание русского языка в школе», «Билингвизм и бикультурализм», «Культура речи в эпоху цифровизации», «Особенности языковой адаптации иностранных абитуриентов в вузах России».

Одним из мероприятий форума стала конкурсная программа, на которой были представлены авторские творческие проекты, связанные с инновационной деятельностью в области преподавания русского языка и литературы по следующим номинациям: «Русский язык в поликультурной среде», «Словари третьего тысячелетия», «Литературное чтение как способ развития речевой культуры: проекты и исследования», «Цифровые ресурсы образовательного процесса».

В рамках педфорума прошло заседание экспертов Тотального диктанта, лингвистическая игра «Вокруг слова», круглый стол «Ф. М. Достоевский в культурном пространстве современного Петербурга», посвящённый 200-летию со дня рождения писателя.

Профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Елена Ядровская дала мастер-класс «Школьное сочинение в отечественном образовании: история и вызовы времени», была представлена книга профессора Хельсинкского университета (Финляндия) Арто Мустайоки «Функциональный синтаксис русского языка» (Москва, 2019).

Итоги участия в работе педагогического форума будут представлены на заседании методической мастерской факультета филологии, истории и права в декабре 2019 г.